История прихода

История единоверческого храма Рождества Богородицы

г. Измаила.

 

Архив – «Кишиневские епархиальные ведомости»

Единоверие – есть молитвенно-каноническое общение (единство) старообрядцев c Единой Святой Соборной  и Апостольской Православной Церковью.

Во имя союза с Церковью старообрядцы принимают каноническое священство, Церковь же дозволяет им содержать старые обряды, книги и иконы старого письма. А также проводить богослужение по уставам старообрядческой церкви.

Идея основания единоверия в Придунавье возникла в конце 19-го века, потому как этот регион был плотно населен старообрядцами, начиная от Вилково и простираясь почти до Рени.

Стараниями, великим усердием и трудами миссионеров-проповедников в городе       Измаиле из среды старообрядцев была создана единоверческая община. В начале 1895 года Святейший Синод, согласно ходатайству Епархиального начальства благосклонно дал разрешение основать в Измаиле самостоятельный единоверческий приход с причтом в составе священника и псаломщика с назначением им казенного жалованья.

По распоряжению Епархиального начальства им было разрешено временно совершать богослужения в Свято-Никольской церкви в крепости. Трудно единоверцам было посещать этот храм из-за отдаленности места нахождения. Но ревностное служение, искреннее желание и надежда иметь в скором времени собственный храм было целью, и реальным воплощением в приходскую жизнь единоверцев.

Долготерпением и молитвенными трудами община добивалась разрешения построить деревянный храм на каменном фундаменте. С Божьей помощью при содействии начальства и горячем сочувствием доброхотных жертвователей храм был сооружен и 2-го октября 1896 года торжественно освящен.

Благочестивые сердца единоверцев были исполнены великой радости и утешения. Но неисповедимы пути промысла Божьего, всеобщая радость переменилась на печаль. Спустя пять дней после освящения, 7-го октября, церковь сгорела дотла. Среди всеразрушающего пламени уцелел только деревянный крест, находившийся под Святым престолом, что несомненно являет нам свидетельство о чуде!

Когда по произведенному духовному и гражданскому следствию был установлен факт поджога,  некоторые из среды старообрядцев, желавшие во чтобы то не стало отклонить от себя всякое подозрение в преступлении, утверждали, что пожар является следствием торопливого строительства.

Но сожженный святотатственной рукой храм, благодаря предусмотрительности строительного  комитета, был застрахован в обществе «Надежда» на 12,500 рублей. Через три недели после пожара общество выплатило комитету всю страховую сумму, что позволило сразу же приступить к строительству нового кирпичного храма.

Строительство нового храма началось весной 1897 года и окончилось осенью того же года. Новый храм поострен по проекту губернского архитектора Г.С. Лозинского в стиле древне-византийской архитектуры.

Храм имеет в длину – 12 саженей (25,6 м), в ширину – в трапезной части 6 саженей (12,8 м), в высоту с крестами – 12 саженей (25,6 м). Украшен 11-ю куполами и выкрашен снаружи серой краской. Внутри храм был оштукатурен известняковым раствором и побелен. В куполе была икона Спаса Господа Вседержителя и четырех евангелистов в парусах. Больше росписи ни какой не было, кроме панели от пола до окон окрашенной масляной краской. Иконостас от трапезной был отделен чугунной решеткой, в западной части над трапезной, напротив алтаря, возвышались просторные хоры.

 Иконостас имел 2 ½ яруса, украшен иконами старого письма, большей частью написанных единоверческими иконописцами и псаломщиком Серовым П.Г. и старообрядцем Стояновым. Вместо росписи на стенах храм был украшен благолепными киотами по периметру стен.

            Храм был окончательно осмотрен епархиальным архитектором Сероцинским, который одобрил строительство и признал соответствие всем архитектурным нормам храмостроения.

Таким образом был построен второй единоверческий храм в Измаиле. Новый храм был торжественно освящен 16 ноября 1897 года. Чин освящения храма был совершен Преосвященным Аркадием епископом Аккерманским викарием Кишиневской епархии в сослужении городского и сельского духовенства. Трогательное служение Преосвященного Аркадия произвело глубокое впечатление на всех молящихся, не исключая старообрядцев, которые пришли в состояние духовного восторга и умиления от благоговейного служения Владыки, благословившего народ двоеперстием и совершившего чин освящения с поклонным хождением вокруг храма. В конце богослужения старообрядцы спели Владыке многая лета «Исполла эти деспота»

Торжество освящения окончилось скромной трапезой, предложенной Владыке и гостям членами строительного комитета в здании единоверческой приходской школы. При таких обстоятельствах  был сооружен и освящен Божьей благодатью новый каменный единоверческий храм. Благословен Бог, даровавший Измаильским единовецам новый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – надежное и благодатное средство удовлетворяющее их религиозно-нравственные нужды.

 

Миссионер священник Феодосий Воловей (Архив – «Кишиневские епархиальные ведомости»)  

 

Построенный храм в 1897 г. больше не подвергался разрушению. Первым священником Божьего храма был протоиерей Елезвой ( Лаврентьев ). Служение о. Елезвоя совершалось предположительно с 1905 по 1930 гг.. В 30-х годах он отошел в мире ко Господу.

За время своего служения о. Елезвой заслужил высокое уважение и почет, он также преподавал в церковно-приходской школе и был законоучителем. Церковно-приходская школа принадлежала церкви и находилась в одной ограде с храмом.

Вовремя гонения на святое православие и храмы Божии в 1961 г. храм был закрыт и передан под государственную школу №5. В 60-х годах школьники разорили могилу (склеп ) о.Елезвоя находившаяся на территории храма и кощунственно надругались над мощами. При вскрытии гроба прот. Елезвоя тело усопшего  оказалось нетленным.

Вот что об этом рассказывает в своем интервью протоиерей Всеволод Страшевский, священник, который в то время ( приблизит. с 1961 по 1966гг) был благочинным Измаильского округа и настоятелем Свято-Покровского кафедрального собора г. Измаила:

Протоиерей Всеволод Страшевский» Отец Всеволод, скажите, а было ли что-то такое, что особенно запомнилось Вам за время Вашего служения в нашем городе?

                 — Многое мне запомнилось из тех лет. Но хотелось бы рассказать об одном очень печальном случае, который связан с церковью Рождества Богородицы. В то время там служил отец Пантелеимон (его фото изображено ниже). Первым же настоятелем был протоиерей отец Елезвой ( не помню фамилии), который служил в ней много лет и был похоронен рядом с церковью. Это было еще за 30 лет до моего служения. По решению властей церковь была закрыта, настоятеля перевели в собор. А так как рядом с церковью находилась школа, то потому не придумали ничего лучшего, как отдать храм под спортзал.

Однажды школьники под руководством своего учителя физкультуры стали играть в футбол на территории церковного двора. Но могилы и кресты им мешали. Не долго думая, они разломали и вытащили крест, а затем и вовсе раскопали могилу и выкопали покойника. Причем, как я сказал, он пролежал уже 30 лет, но оставался нетленным. Было такое впечатление, что отец Елезвой был похоронен только вчера! Школьники прислонили его к входным дверям в церковь, сняли с него камилавку и стали играть ею в футбол. Об этом трудно рассказывать, но этот вопиющий случай действительно был. Он наделал много шума. Вся общественность города была возмущена не только варварским поведением детей, но и тем, что их учитель не остановил глумления над останками священника! Я доложил об этом диком случае в соответствующие инстанции. После общения митрополита с уполномоченным по делам религий мне дали поручение перезахоронить останки отца Елезвоя на кладбище около церкви Жен-мироносиц, что я и сделал. Там нашли небольшой склеп и в него положили его прах. Этот прискорбный случай я запомнил на всю жизнь.

                 — Честно говоря, трудно поверить, что такое вообще возможно! Скажите, а как происходил процесс перезахоронения? Сколько людей присутствовало при этом? Были ли представители властей?

                — Нет, что Вы! Все проходило очень тихо. Правда, была выделена машина, гроб. Но не разрешили присутствовать никому, кроме меня. Причем, все сказали сделать как можно быстрее, не привлекая внимания общественности.»(http://pokrov.skynet.net.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=372&Itemid=77)

Согласно вероучению святой церкви нетление является свидетельством святой благочестивой и богоугодной жизни блаженного прот. Елезвоя. Перезахоронение мощей после разорения могилы власти определили на большом городском  кладбище которое в последствии снесли и место нахождения могилы осталось неизвестным по сей день.

О жизни отца Пантелеимона, священника, который был настоятелем храма  до его передачи школе №5 в 1961 году, как об этом рассказывает отец Всеволод, почти ничего не известно. Сохранилось одно фото, которое совсем недавно в храм принесла одна женщина. Ниже показано это фото, он сфотографирован в  храме, вероятно,  за некоторое время до его закрытия.

Прихожане свято чтут память о. Елезвоя и признают его святость и небесное покровительство над общиной, приходом.   В течении почти 40 лет храм не действовал. Он был приспособлен школой под уроки труда и физкультуры. Чтобы совместить эти занятия здание храма решили сделать двух этажным,  соорудив деревянное перекрытие разделяющее верхнюю часть храма (своды, купола), от нижней. На первом этаже проходили уроки труда, на втором физкультуры. Вся утварь, киоты, иконостас, иконы и т.д. не сохранились.

В 1998 г. храм возвращен православным верующим т.е. христианской общине. Единоверческое направление ушло как историческое прошлое. Новое возрождение храма пришло с каноническим православием.

Вновь открывшийся храм принадлежит Украинской Православной Церкви Московского Патриархата «УПЦ МП» За время эксплуатации храма школой здание пришло в состояние требующее капитального ремонта и реставрации. В течении 7-ми лет, с 2000 по 2007 год, усердными трудами прихожан и благотворительной помощью жертвователей храм основательно преобразился и принял вид благолепия и красоты в простоте своего величия.

Храм подобно Невесте Христовой не только украшает город, но и своим божественным светом будет освящать, утешать и радовать сердца всех людей живущих в городе. Одним словом, святой храм посвящен не только служению Богу, но и людям. Особенно супружескому счастью, потому как церковь Рождества Богородицы имеет благодать исцелять бесплодие и благословлять благодатное деторождение. Так же следует подчеркнуть главную важность служения — наша церковь благословляет и освящает брак старообрядцев с православными и способствует молитвенному каноническому общению и единению двух церквей, примиряет и соединяет две ветви в одну. Именно этот союз и объясняет происхождение «Единоверия».

Интервью с протоиереем Всеволодом (Страшевским) священником, который с 1961 по 1966гг был благочинным Измаильского округа и настоятелем Свято-Покровского кафедрального собора г. Измаила.  Март 2012г. 

Смотреть Часть 1 

Смотреть Часть 2

 

 

RU style=507br /RU

Комментирование запрещено